Причиной катастрофы AW609 назвали несовершенный алгоритм управления

Причиной катастрофы одного из прототипов конвертоплана AW609, произошедшей в октябре 2015 г., стал не до конца проработанный алгоритм управления воздушным судном. Об этом говорится в промежуточном отчете (документ .pdf) Агентства по расследованию происшествий на гражданском воздушном транспорте Италии (ANSV).

Как следует из записей, полученных из многофункционального регистратора полетной информации (сочетает возможности параметрического и голосового самописцев) и средств телеметрии, непосредственно перед происшествием конвертоплан начал испытывать колебания по крену. Следуя стандартной схеме, командир воздушного судна стал гасить их соответствующими движениями ручки управления.

Однако из-за особенностей алгоритма управления AW609 попытка погасить колебания по крену привела к появлению колебаний по рысканью. В результате воздушное судно вошло в резонанс, который в ANSV обозначили как «расширенный голландский шаг». Судя по всему, синхронизированное раскачивание по обеим осям и привело к потере управляемости и катастрофе воздушного судна.

Комментируя предварительные итоги расследования, в агентстве подчеркнули, что разбившееся воздушное судно (N609AG) и еще один летный прототип AW609 (N609TR) ранее уже попадали в «расширенный голландский шаг», хотя и не столь энергичный. Разница с фатальным случаем заключалась только в скорости: в день катастрофы конвертоплан во время пикирования разогнался до 293 узлов (543 км/ч), что требовалось нормами сертификации. Максимальная скорость, которой оба прототипа достигали в предыдущие разы, составляла 285 узлов (523 км/ч).

Вместе с тем в ходе расследования выяснилось, что на стадии проектирования производитель — компания Leonardo Helicopters — не смог смоделировать поведение конвертоплана на подобных скоростях. В частности, симулятор, который использовался при разработке, оказался неспособен воспроизвести поведение воздушного судна в предельных режимах.

В связи с этим ANSV предписало Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Европейскому агентству по безопасности авиаперевозок (EASA), которые отвечают за сертификацию AW609, убедиться в том, что производитель доработает аэродинамическую модель конвертоплана. Ведомство призвало в случае необходимости провести дополнительные испытания в аэродинамической трубе. Аналогичным образом американские и европейские авиавласти должны будут проследить за тем, чтобы для AW609 доработали алгоритм управления.

Читайте также  Неудачная посадка самолета сорвала работу калининградского аэропорта

Катастрофа опытного образца AW609 произошла 30 октября 2015 г. Воздушное судно развалилось в ходе полета. КВС и второй пилот погибли. На время расследования производитель остановил летные испытания. В середине мая 2016 г. итальянские власти арестовали третий прототип AW609, который после наземных испытаний должен был отправиться в США.

AW609 позиционируется как первый в мире гражданский конвертоплан. По последним данным, его сертификацию планировалось завершить в 2018 г.

Copyright © 2022. CabinAir :: все о самолетах. Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки. Политика конфиденциальности