После развала СССР вся система авиационных работ, как и работа сети авиационных баз, которые занимались охраной лесов с воздуха, была разрушена и перешла в обычные гражданско-правовые отношения. То есть, авиаработы стали осуществляться подрядными организациями по договору.
Авиаспортклубы ДОСААФ такими работами не занимались. Не было раньше и нужды — ведь они находились на гособеспечении. Однако этого обеспечения становилось всё меньше, и в конце концов оно сошло на нет. Сейчас мы имеем то, что имеем: полный развал всего, отсутствие финансового обеспечения, хозрасчёт. Местные отделения, авиаспортклубы (АСК), выживают как могут.
Учитывая крайнюю ограниченность финансирования региональных отделений спортклубов, чтобы не растерять окончательно технику и высококвалифицированные лётные кадры, был принят курс на самостоятельное зарабатывание денег.
Как может зарабатывать авиационная организация? Прежде всего, выполняя авиаработы.
Но заявившись на соответствующие торги, Курганский АСК сталкивается с неожиданной проблемой: по его условиям, необходим сертификат эксплуатанта. Который может быть только у субъекта гражданской авиации.
Юристы, помогающие авиаспортклубу, уверены, что госавиация имеет законное право выполнять госзаказы — и не собираются отступать.
И тут начинается череда судебных разбирательств в разных инстанциях (от УФАС до Арбитража): утомительных, долгих, запутанных, но честных и победоносных.
Результат — принципиальное и ключевое решение на уровне всей страны. В решении Федерального арбитражного суда Уральского округа чётко прописано, что субъекты государственной авиации имеют право на выполнение авиационных работ. Хотя в России Право не прецедентное, но существует такое понятие, как однообразность судебной практики. Этот тип прецедента обязателен для исполнения всеми субъектами.