Баннер
О дне работника Гражданской Авиации

В транспортной системе Российской Федерации гражданская авиация занимает особое место.

Являясь ее составной частью, гражданская авиация обслуживает потребности населения в воздушных перевозках, в сельском хозяйстве, по оказанию неотложной медицинской помощи, проведению аварийных и поисково-спасательных полетов, и других видов авиационных работ.

Точкой отсчета образования отечественной гражданской авиации явилось принятие 9 февраля 1923 года Советом Труда и Обороны (далее - СТО) постановления «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Исполнительным и техническим органом Совета являлась созданная из представителей Главвоздухфлота, Высшего совета народного хозяйства, наркоматов иностранных дел, торговли, путей сообщения, почт и телеграфов Инспекция ГВФ. Совет руководил всей деятельностью гражданской авиации. 17 марта 1923 года было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР — «Добролёт». 15 июля 1923 года открылась первая регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород. В октябре 1923 года СТО утвердил ориентировочный план развития воздушных линий, предусматривавший открытие новых авиалиний протяжённостью свыше 6 тысяч км в индустриальных районах, а также в Сибири, на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. Освоение советскими авиаторами воздушных путей проходило в сложных условиях; фактически не было средств навигации и связи, метеорологического обеспечения полётов. Однако, несмотря на эти трудности, значение авиации как транспортного средства из года в год возрастало. В целях дальнейшей централизации деятельности в октябре 1930 года Совет по гражданской авиации постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был образован во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (далее - ВОГВФ) при СТО, а в феврале 1932 года ВОГВФ - в Главное управление гражданского воздушного флота (далее - ГУГВФ) при Совет Народных Комиссаров СССР, получившее название «Аэрофлот».

В мае 1934 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР были образованы 12 территориальных Управлений гражданской авиации: Московское, Украинское, Среднеазиатское, Закавказское, Казахское, Северо-Кавказское, Западно-Сибирское, Волжское, Уральское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Северное. ГУГВФ были переданы из Наркомзема СССР сельскохозяйственная авиация (ноябрь 1932 г.) и из Наркомздрава СССР санитарная авиация (ноябрь

1937 г.). В 1932 году для работников гражданской авиации были введены форменная одежда и знаки различия, а в 1935 году учреждён нагрудный знак «Отличник Аэрофлота». В 30-е годы получили развитие воздушные сообщения в центральных районах страны, на европейском Севере (линия Архангельск — Сыктывкар и др.), в Сибири и на Дальнем Востоке.

Пилотами гражданской авиации решались также задачи по обслуживанию научно-исследовательской экспедиции в северных широтах, ледовой разведке и проводке судов.

Велик вклад пилотов гражданской авиации в обеспечении воинских формирований в период Великой Отечественной войны. Главным управлением ГВФ были сформированы шесть авиагрупп особого назначения, три авиаотряда для авиационного обеспечения частей Военно-морского флота и эскадрилья связи. В ноябре 1942 года на базе авиагрупп созданы отдельные авиаполки и три авиадивизии: транспортная, связи и перегонки самолётов. Гражданские авиаторы совершали полёты к линии фронта и в тыл врага, обеспечивали действия партизан, доставку десантов, вооружения, боеприпасов, продовольствия, оказывали интернациональную помощь участникам Сопротивления Болгарии, Польши, Чехословакии, Югославии. За годы Великой Отечественной войны экипажами гражданской авиации СССР на фронте и в тылу перевезено более 2 миллионов 350 тысяч человек и 278 тысяч тонн грузов. Только с посадкой в тылу врага ими совершено свыше 19 тысяч самолёто-вылетов, перевезено 27574 человек, 4549 тонн грузов.

Ратный подвиг гражданских авиаторов был высоко оценён: более 12 тысяч человек отмечены наградами СССР, 6 фронтовых подразделений преобразованы в гвардейские, 12 присвоены почётные наименования, 9 награждены орденами и медалями, 15 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны в гражданской авиации был проведен ряд важных

мероприятий по восстановлению разрушенных объектов и созданию современной отечественной авиационной техники. В результате которых к концу 50-х годов на воздушных трассах эксплуатировались магистральные самолёты Ту-114, Ту-104, Ил-18, Ан-10 и самолёты местных авиалиний Ил-14, Ли-2 и Ан-2, а также многоцелевые вертолёты Ми-6, Ка-15, Ка-18.

В 60-е годы в гражданской авиации был проведён ряд организационных мероприятий, направленных на централизацию и улучшение деятельности отрасли. 3 января 1960 года в ведение ГУГВФ была передана полярная авиация Главсевморпути, а в июле 1964 года на базе ГУГВФ образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации (далее - МГА) (впоследствии Департамент воздушного транспорта, с 1996 года - Федеральная авиационная служба России, с 1999 года - Федеральная служба воздушного транспорта России, в настоящее время – Федеральное агентство воздушного транспорта), на которое было возложено руководство воздушным транспортом как составной частью народного хозяйства СССР и Российской Федерации.

В подчинении МГА СССР (организационная структура сохранялась в основном до конца 80-х годов) находились управления гражданской авиации во всех союзных республиках, выполнявшие как транспортные работы, так и работы по применению авиации в народном хозяйстве, Транспортное управление международных воздушных линий (с февраля 1971 года Центральное управление международных воздушных сообщений), отраслевые высшие и средние специальные учебные заведения, авиаремонтные заводы, научно-исследовательские организации, строительно-монтажные управления.

Рост интенсивности воздушного движения, эксплуатация скоростных многоместных самолётов и сложной наземной авиационной техники вызвали необходимость осуществления комплексных мер по обеспечению безопасности и повышению регулярности полётов.

В феврале 1973 года при Министерстве гражданской авиации были созданы Госавианадзор СССР и Госавиарегистр СССР, преобразованные в сентябре 1986 года в Государственную комиссию по надзору за безопасностью полётов при Совете Министров СССР. Продолжая наращивать объём работ по обслуживанию отраслей народного хозяйства гражданская авиация внесла значительный вклад в освоение нефтяных и газовых месторождений, строительство газопроводов и нефтепроводов.

Отмечая достижения в освоении авиационной техники, обслуживании народного хозяйства страны и в связи с 40-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1963 г. Гражданский Воздушный Флот СССР был награжден Орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 г. за большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение планов по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве страны, освоении новой техники и в связи с 50-летием со дня создания Гражданская авиация СССР (Аэрофлот) была награждена Орденом Октябрьской Революции.

В 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен

День Аэрофлота, который ежегодно отмечался во второе воскресенье февраля, как профессиональный праздник работников гражданской авиации.

Указом № 9724-XI Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года День Аэрофлота и День Воздушного Флота СССР были объединены в единый праздник "День Воздушного Флота СССР", который отмечался в третье воскресенье августа. Впоследствии, Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28 сентября 1992 года № 3564-1 был установлен праздник День Воздушного флота России.

Вместе с тем, второе воскресение февраля продолжает ассоциироваться всеми авиаторами как день рождения отечественной гражданской авиации.

В 2011 году услугами отечественной системы воздушного транспорта воспользовались более 112 миллионов российских и зарубежных граждан. Российскими авиапредприятиями было перевезено более 64 млн. пассажиров. По сравнению с 2010 годом объемы перевозок увеличились на 12,6%. Пассажирооборот достиг значения 166,7 млрд. пассажиро-километров.

Численность работников предприятий и организаций гражданской авиации по данным на 1 января 2012 года составляет 217 тыс. человек.

С учетом изложенного Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен проект указа Президента Российской Федерации

«О Дне работников гражданской авиации», согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и поддержанный отраслевыми профсоюзами и общественными организациями.

Источник: www.mintrans.ru

 

Все права защищены © 2011-2017 CabinAir.RU

Яндекс.Метрика