Баннер
Как восполнить дефицит пилотов?

Летное дело в России начала XX века, как и во всем мире, находилось в стадии зарождения. Но за достаточно небольшой период времени благодаря множеству энтузиастов и специалистов из различных категорий общества удалось заложить традиции русской воздухоплавательной школы.

Про внимание советской власти к воздушному флоту прекрасно известно - каждый знал имена Чкалова, Каманина, Водопьянова, авиация была символом романтики и героизма. Послевоенное развитие авиации, особенно после того как реактивный самолет окончательно стал надежным средством передвижения и транспортировки, убрало изрядную долю героизма и элитарности. На смену пришли экономический расчет и оценка эффективности работы авиакомпаний.

Вот только нужно признать, что через сто лет отечественная авиационная школа не смогла полностью справиться с новыми вызовами. Система подготовки летчиков осталась прежней, только база фактически исчезла. Советские высшие летные училища (Кировоградское, Актюбинское) со всеми своими наработками и традициями остались за границей. Организация российских высших училищ на базе Санкт-Петербургского университета ГА и Ульяновского центра самими летчиками оценивается как мера вынужденная - для достижения прежнего качества обучения потребуется время. Вдобавок разрушенная система региональной малой авиации не позволяет выпускникам набирать практику, чтобы через несколько лет пройти переподготовку на новые типы судов.

До последнего времени российские компании летали на «старых запасах» гражданских и военных летчиков советской подготовки. Грустно говорить, но и в военно-транспортной авиации (альтернативном поставщике кадров) ситуация сложилась такая же. Новых квалифицированных кадров крайне мало. Заметим, что все происходит в новых экономических условиях. От авиакомпаний нельзя требовать работать себе в убыток, при этом требовать от них платить налоги, обеспечивать социалку, высокие зарплаты, безопасность полетов и качественное питание. И все это на фоне возрастающей конкуренции в мире и внутри страны и изменения самой концепции авиаперевозок.

При этом характерно, что по условиям труда летчиков Россия сегодня - один из мировых лидеров. И в авангарде здесь национальный авиаперевозчик: изменения, произошедшие в «Аэрофлоте» за последнее время, действительно впечатляют. Аналитики отмечают существенный рост зарплат пилотов (официальные лица компании говорят, что они вышли на уровень «Люфтганзы»), улучшение условий труда (за счет обновления парка машин), социальной обеспеченности. Да, увеличились допустимые нормы годового налета с 800 до 900 часов (это европейская норма; для сравнения, в США - 1000 часов), но при этом сохранился советский 70-суточный отпуск (в Германии - 28 суток). В итоге «Аэрофлот» становится для летчиков, пожалуй, самой привлекательной отечественной компанией. Конкуренция среди пилотов возрастает, казалось бы, этому надо радоваться, выбирать лучших. Вот только, увы, выбирать, оказывается, не из кого - пилотов катастрофически не хватает всей отрасли.

Между тем авиаперевозки для России жизненно важны. Как заявил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев на недавней пресс-конференции, «территорию в 17 млн. квадратных километров мы ничем не накроем, никто не будет ездить сутками, неделями в поездах или в автомобилях, поэтому у нас есть задача социальная, мы должны помочь нашему населению увеличить мобильность». Сделать это можно только за счет частно-государственного партнерства и грамотных инициатив, исходящих от бизнеса.

Такие инициативы есть. «Аэрофлот» добился изменения системы управления воздушным движением, которая не менялась с 1976 года. В первую очередь это было выгодно бизнесу, взлет и посадка осуществляются быстрее, а топлива расходуется меньше. Вместе с тем сэкономленные деньги идут на улучшение условий перелета (новые самолеты, повышение качества обслуживания). Другой пример борьбы за пассажира и его удобства - стремление сократить досмотровые процедуры в аэропортах за счет применения новых технических средств. Согласно расчетам пассажир в этом случае сможет пройти от входа в аэропорт до самолета за 15 минут. Но все эти инициативы будут не слишком эффективны, если пассажир не будет уверен в своей безопасности, в том, что за штурвалом находится опытный пилот с большим налетом.

Где взять хорошего летчика? Можно подготовить, можно нанять. «Аэрофлот» некоторое время назад открыл собственную школу подготовки летчиков, точнее, повышения квалификации для полета на авиалайнерах. Стоимость обучения около миллиона рублей, компания предоставляет своего рода кредит на обучение. Но надо учесть, что обучение компании обходится гораздо дороже. А отбор курсантов с каждым годом становится все сложнее, выбирать не из кого. Хочется нанять готового пилота с большим налетом, но негде.

После совещания в Магадане, где председатель правительства Владимир Путин объявил о возможности дотирования региональных авиаперевозок с целью повышения мобильности населения, «Аэрофлот» стал изучать вопрос приобретения малых региональных компаний Дальнего Востока. Не в последнюю очередь вопрос упирается в кадры. Да, действующие пилоты есть, но они стареют, да и рынок меняется, придется обновлять и увеличивать парк, вводить новые рейсы. Между тем аналитики подсчитали, что с текущим уровнем зарплат, социального обеспечения и маленькими (в сравнении с США) налогами «Аэрофлот» мог бы попробовать переманить пилотов, скажем, американской «Дельты». И это не шутка. Конкуренция в мире высока - иностранные пилоты с радостью согласятся работать на российские авиакомпании. Вот только пока им этого нельзя делать по закону.

В итоге складывается ситуация, при которой мы испытываем внутри страны дефицит подготовленных летчиков, но не можем нанять иностранцев, обладающих достаточной квалификацией. Таковы парадоксы миграционной политики. Между тем летчик гражданской авиации - это квалифицированный кадр. Как раз для такой категории иностранцев Владимир Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос» предлагал упростить порядок получения разрешения на работу в России, установив «очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации». Эту идею полностью поддерживает Виталий Савельев: «Конечно, Путин правильно говорит на этот счет - такой шаг даст возможность ликвидировать тот дефицит пилотов, который у нас есть».

Безусловно, набор иностранных летчиков - это вынужденная мера. Но она позволит на ближайшее время решить проблему кадрового дефицита. Другого пути нет. Летная школа «Аэрофлота» создана для подготовки летчиков и повышения квалификации, но она не сможет в одиночку изменить ситуацию в отрасли. Для этого нужны годы упорной работы летных училищ, изменение системы организации гражданской авиации.

Пассажир выбирает безопасность и опыт, и если не обеспечить высокую квалификацию пилотов сейчас, российские авиакомпании не выдержат конкуренции, что будет означать окончательное исчезновение отечественной школы авиации. Чтобы не допустить этого, надо пойти на трудные, но оправданные действия. И они помогут воспитать новое поколение российских высококлассных пилотов.

 

Все права защищены © 2011-2017 CabinAir.RU

Яндекс.Метрика